Новости

10.04.2017

Скорректирован порядок оплаты пошлин при обращении в Арбитраж

13 квартплата в Санкт-Петербурге

Тема 13 квартплаты, несмотря на многочисленные заверения представителей органов власти о недопустимости ее появления в принципе, до сих пор становиться камнем преткновения между жителями Санкт-Петербурга и сотрудниками Жилкомсервиса. Кто-то из жильцов уже оплатил 13 квартплату, кто-то до сих пор нет, но и для тех и для других эта статья мы считаем, пойдет на пользу.

Вкратце напомним суть возникших разногласий. Вся история с возникновением так называемой «13 квартплатой» началась с конца 2010 года, когда у многих жильцов нашего города в почтовых ящиках появилась квитанция «призывающая» их оплатить жилищно-коммунальные услуги предоставленные якобы сверх лимитов потребления. Данная квитанция вызвала понятное негодование среди жильцов, которые не понимали, каким образом вдруг появились повышенные нормы потребления и самое главное, как Жилкомсервисы высчитывали данные нормы при отсутствии в домах общедомовых коллективных и индивидуальных приборов учета. Однако, в самом начале развития данного конфликта, многие представители органов власти через средства массовой информации напрямую призывали оплачивать указанные квитанции и уже в дальнейшем пытаться вернуть себе сверх оплаченные денежные средства. Данная позиция представляется нам весьма сомнительной, что впоследствии подтвердили и представители Прокуратуры и суд.

Чтобы не быть слишком многословными, приведем суть Решения Невского районного суда, в котором суд, указывает на неправильное толкование норм права представителями Жилкомсервисов и об обязывании последних исключить в принципе 13 квартплату, которая изначальна была выставлена с нарушением норм права.

Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга.

«Прокурор Невского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов жильцов об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за отопление, в обоснование своих требований указав, что произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства.

Представитель ответчика против искового заявления возражает, указывая, что произведенная корректировка соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06г.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 и п. 2 Правил «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06г. данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 13 Правил предусмотрено, что основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Согласно п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 5 указанных Правил также предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Положениями Правил также установлено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (п.15).

Согласно пункту 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта I приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в гол корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.

Как следует из счета-извещения, направленного истице в декабре 2010, истице дополнительно была начислена плата за отопление в сумме 799,85 руб.

Из представленной в материалы дела представителем ответчика справки-расчета следует, что корректировка произведена по формуле с определением расчетным путем размера оплаты за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления в сентябре 2010 года по сравнению с показателями октября 2009 года.

Возможность указанной корректировки предусмотрена 5.1 договора №.038.1, заключенном между ООО «Жилкомсервис» и ресурсоснабжающей организацией ГУП «Топливно-энергетическая комплекса Санкт-Петербурга, предметом которого является подача тепловой энергии в горячей воде, на что сторона ответчика ссылается в обоснование своих возражений.

С данной позицией суд согласиться не может, поскольку согласованная сторонами возможность корректировки платы за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления противоречит положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил N 307, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами № 307.

При этом размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном положениями ч.2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации,

В силу ч.13 статьи 155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуга подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Вместе с тем, положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федерального закона от 14 апреля 3995 года N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, установление нормативов потребления и тарифов находится в компетенции Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга в силу положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга №1346 от 13.09.2005 года «О Комитете но тарифам».

В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов не производилось.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что в доме, в котором проживает истица отсутствуют общедомовые приборы учета, доначисление платы за отопления не основанной на нормативах потребления и действующих тарифов, нельзя признать законным. Исковые требования прокурора следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л :

Обязать ООО «Жилкомсервис» в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещение исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг корректировку платы за отопление.»

Таким образом, как мы видим из приведенного выше Решения, суд занял четкую позицию, с указанием того, каким образом необходимо в данной ситуации Жилкомсервисам строить свои отношения с потребителями коммунальных услуг.

 

Надеемся, данная статья поможет при обращении в суд жильцам, которые уже оплатили 13 квартплату, выставленную с нарушением действующего законодательства.

Комментарии vk.com

Комментарии facebook.com