Санкт-Петербург ул. Подвойского 38 8 (812) 580-79-12 +7 (950) 022-66-22 info@directlex.ru
 

Как оформить наследство

Как оформить наследство? Этим вопросом задаются многие, но четкого ответа (несмотря на обилие информации в интернете) практически невозможно найти. Поэтому в этой статье мы попробуем рассказать алгоритм действий наследника от открытия наследственного дела до вступления в наследство.

Как оформить наследство

Наследник по закону или по завещанию.

В первую очередь Вам необходимо разобраться, вы являетесь наследником по закону (другими словами являетесь родственником наследодателя), либо по завещанию (наследодатель написал на ваше имя или упомянул Вас в завещании). Если Вы наследник по закону, то ознакомьтесь с порядком/очередью наследования.

 

Срок вступления в наследство.

Срок для подачи заявления о своих правах на наследство составляет 6 месяцев со дня смерти наследодателя (в этот срок Вам необходимо обратиться к нотариусу и открыть наследственное дело, либо, если оно открыто, заявить о своих правах на наследство).

 

Открытие наследственного дела у нотариуса.

С 1 августа 2005 года в Москве действует программа "наследство без границ"- это значит что в случае смерти наследодателя после 31 июля 2005 года, открывать наследственное дело можно у любого нотариуса, который занимается оформлением наследства. Если наследодатель умер раньше 31 июля 2005 года, то открывать наследственное дело можно только у того нотариуса за которым был закреплен район проживания умершего.
Если Вы наследник по завещанию, то Вам необходимо поставить отметку на завещании о том, что оно не отменялось и не изменялось, у того нотариуса у которого было составлено это завещание

Первым делом Вам следует отправиться к нотариусу с документами необходимыми для открытия наследственного дела (список документов у разных нотариусов может незначительно отличаться, поэтому будет лучше если возьмете с собой все что есть) к нотариусу. Нотариус проверит по программе, не открыто ли аналогичное дело у другого нотариуса, если не открыто, то открывает наследственное дело, в противном случае направит Вас к нотариусу, у которого открыто это дело.

Если у Вас нет документов подтверждающих наличие какого-либо имущества за умершим (например, вклад в банке), но вы знаете (или подозреваете) о его наличии- сообщите об этом нотариусу при открытии дела, он сможет выдать Вам запросы в организации (в данном примере, в банк), ответив на которые организация подтвердит имущество за умершим (если оно действительно было) и сообщит нотариусу в чем оно состояло.

Заявить о любом имуществе Вы можете в любое время (хоть через 5 лет) после открытия наследственного дела.

Например, спустя 2 года после открытия наследственного дела Вы находите Сберкнижку умершего, со 100 рублями на счету, и как бы возникает вопрос: «а стоит ли морочиться?», ну так вот если счет был открыт до 1991 года, то Вы можете рассчитывать на получение компенсации по вкладам.
А если наследодатель умер в период с 2001 по 2010, то можете рассчитывать получить и компенсацию на оплату ритуальных услуг (подробнее на сайте или в отделении Сбербанка).

Ситуация меняется довольно часто, поэтому каждый раз лучше уточнять.

 

Сбор необходимых документов

После того как нотариус открыл наследственное дело и выдал необходимые запросы, Вам теперь предстоит помотаться по организациям.
Приведу, список организаций, необходимых к посещению для оформления наследства на следующие (наиболее распространенные) виды имущества.

Для оформления наследства на квартиру Вам придется посетить:
- Управление Федеральной Службы Государственной Регистрации Кадастра и Картографии для получения выписки из ЕГРП (об отсутствии арестов и запрещений на квартиру, если документов о собственности нет- то о содержании правоустанавливающих документов).
- Департамент Жилищной Политики и Жилищного Фонда- нужна справка о правоустанавливающих документах и сведений об отсутствии арестов и запрещений).
- Бюро Технической Инвентаризации- кадастровый паспорт, экспликация, справка об инвентаризационной стоимости квартиры на день смерти
- Единый Информационно Расчетный Центр (может быть ТСЖ, ЖСК - понадобится справка об отсутствии задолженности по оплате коммунальных платежей за умершим и финансово-лицевой счет (в последнее время все чаще выдают Единый Жилищный документ, заменяющий справку об отсутствии задолженности и финансово-лицевой счет. Разницы нет. Есть нотариусы которые могут не требовать эти документы)
- Паспортный стол (выписка из домовой книги).
- Может потребоваться справка из ИФНС РФ (налоговой) по месту проживания умершего об отсутствии задолженности по оплате налога на собственность.

Оформление наследства на автомобиль.
- ПТС
- Свидетельство о государственной регистрации транспортного средства
- Акт оценки автомобиля на день смерти умершего.

Оформление наследства на счет в банке.
- Лучше предоставить нотариусу документы, подтверждающие наличие счета, вклада и т.п.. Ели этих документов нет- ничего страшного нотариус выдаст Вам запрос в банк. Вы этот запрос отвезете в банк, и банк ответит нотариусу о наличии ценностей (вклады, счета) числящихся за умершим.

Оформление наследства на акции.
Потребуется выписка из реестра акционеров с указанием рыночной цены акции на день смерти наследодателя. Возможно будет нужна независимая оценка.

Оформление наследства на земельный участок:
- Правоустанавливающий документ на участок
- Кадастровый план земельного участка (выписка из государственного кадастра).
- Выписка из ЕГРП об отсутствии арестов и запрещений.
- Опять же, может потребоваться справка из ИФНС РФ (налоговой) по месту проживания умершего об отсутствии задолженности по оплате налога на собственность.

 

Вступление в наследство.

Итак, вы собрали все необходимые документы, привезли их нотариусу. Нотариус Вам назначит дату выдачи Свидетельства о праве на наследство (Следует учитывать, что нотариус имеет право выдавать Свидетельства о праве на наследство, только по истечении 6 месяцев со дня смерти наследодателя, может и позже, но никак не раньше).
Вы приходите в назначенный день и час к нотариусу и получаете Свидетельство о праве на наследство (как правило Свидетельств, несколько: нескольким наследникам, свидетельство на квартиру, на вклады в банках и так далее). Что теперь делать с этими Свидетельствами?

Со Свидетельством о праве на наследство на квартиру вы отправляетесь в Управление Федеральной Службы Государственной Регистрации Кадастра и Картографии (регистрационка, регистрационная палата) не забываете свой паспорт и документы БТИ (кадастровый паспорт, экспликация) берете квитанцию, оплачиваете госпошлину за регистрацию права собственности (сейчас она составляет 1000 рублей); сдаете документы на регистрацию и Вам назначают дату готовности Свидетельства о собственности на Ваше имя.

Со Свидетельством о праве на наследство на вклад, отправляетесь в банк, получаете деньги на руки или переводите на свой счет. В некоторых случаях (особенно когда речь идет о внушительных суммах) банк берет несколько дней на проверку документов.

И в конце, хочется добавить: не забывайте о том что вместе с имуществом Вы наследуете и долги умершего.

 

----
ЮК Гараниной
более 1000 оформленных наследств
www.mgaranina.ru

Комментарии vk.com

Комментарии facebook.com


Новости
29.12.2017

Режим работы Юридической компании "НАПРАВЛЕНИЕ" в новогодние каникулы 2017/2018

Партнеры

Наша группа